8 992 029 83 03
8 (343)255-92-12
8 (343)255-72-48
mdou410@eduekb.ru
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад № 410
г. Екатеринбург
Главная ► Инклюзивное образование
Инклюзивное образование
Инклюзивное образование в детском саду
Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребёнка иногда он нас страшит…
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит? ….
Мир «особого» ребёнка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка – допускает лишь своих!
Н.А. Калиман
Понятие инклюзивного образование раскрывает ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 г.: «инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (ст. 2, п.27).
В связи с этим осуществление инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы актуально в настоящие время. Термин «инклюзия» с английского переводится как «включенность». «Включенность» выражается в возможности полного вовлечения детей с ОВЗ в жизнь неспециализированного дошкольного образовательного учреждения.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а так же следующими документами:
Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Внедрение инклюзивного образования в ДОУ предусматривает следующее:
– использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
– специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
– обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых невозможно или затрудненно освоение образовательных программ обучающихся детей с ОВЗ;
– нужных специалистов (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога);
– тьютора;
– консультационный пункт.
Приоритетные направления деятельности:
Соединение в педагогической деятельности требований основной и дополнительной образовательных программ с учетом особенностей детей с ОВЗ.
Построение модели сетевого взаимодействия по сопровождению детей с учётом особых образовательных потребностей на основе использования технологии PEСS.
Определение реестра культурных практик, возможных для использования в работе с детьми ОВЗ и здоровыми детьми в условиях инклюзивного взаимодействия.
Повышение качества образования и эффективности социального взаимодействия детей с учетом их индивидуальных различий
Основы инклюзивного образования
Инклюзивное образование не просто подразумевает совместное обучение детей с особыми образовательными потребностями и их сверстников без таких потребностей. Это философия, которая утверждает, что каждый ребёнок уникален, имеет право быть принятым и получить поддержку для полноценного развития своих потенциалов.
Цели инклюзивного образования
Создание общего образовательного пространства, где каждый ребёнок чувствует себя важным и нужным.
Развитие социальной адаптации и коммуникативных навыков у детей с различными особенностями развития.
Формирование у детей толерантного отношения к людям с особыми потребностями.
Разработка индивидуальных образовательных траекторий, которые учитывают уникальные способности и потребности каждого воспитанника.
Принципы инклюзивного образования в детском саду
Индивидуальный подход. Разработка индивидуальных программ развития, учитывающих специфику восприятия и взаимодействия каждого ребенка.
Доступность и удобство среды. Обеспечение барьерной среды, адаптация учебных пространств, игровых и развивающих зон.
Сотрудничество с родителями. Поддержка связи с семьёй, обеспечение информационной открытости и вовлечённости родителей в образовательный процесс.
Профессионализм педагогов. Постоянное повышение квалификации педагогических работников в области инклюзивного образования.
Практики инклюзивного образования
Инклюзивное образование в детском саду воплощается через различные методики и подходы:
Игровые методы. Игра является основным способом познания мира для детей, и инклюзивный детский сад использует игровые методы для развития всех детей.
Арт-терапия. Искусство и творчество помогают детям выразить свои эмоции и способствуют их социальной адаптации.
Музыкальная терапия. Музыкальные занятия улучшают эмоциональное состояние и способствуют развитию моторики и речи.
Физическая активность. Адаптированные физические упражнения и занятия спортом способствуют общему здоровью и развитию координации.
Цель МАДОУ № 410:
теоретическое обоснование, разработка и проверка эффективности интегративной модели образовательного пространства через организацию культурных практик, образования дошкольников, их психолого-педагогического и социального сопровождения в условиях инклюзивного взаимодействия.
Задачи МАДОУ № 410:
Разработать и апробировать концептуальную и содержательную модели дошкольного образования через организацию культурных практик с позиции инклюзии
Распространить опыт работы по использованию дополнительного образования и культурных практик
Обновить содержание дошкольного образования и культурных практик в группах общеразвивающей направленности в инклюзивном пространстве
Повысить профессиональный уровень педагогов через их саморазвитие, самореализацию и эффективное взаимодействие
Создать развивающую предметно — пространственную среду для реализации культурных практик с позиции инклюзии и интеграции основного и дополнительного образования.
Создать и внедрить целостную систему психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ОВЗ и их родителей
Педагоги, работающие в инклюзивном пространстве:
– знают теории развития детей и владеют разнообразными методами обучения и воспитания;
– используют свои знания для установления взаимоотношения с детьми и их семьями, учитывая потребности и потенциальные возможности каждого ребёнка;
– способствуют развитию положительной самооценки детей;
– поддерживают позитивное взаимодействие с родителями;
– способствуют тому, чтобы дети были вовлечены в организацию праздников, выставок, спортивных состязаний, экскурсий и других занятий;
– создают для детей условия безопасности: через организацию чёткого ритма распорядка дня, создание и исполнение ритуалов группы;
– демонстрируют и формируют позитивные способы общения, в том числе и в процессе разрешения проблем и конфликтов;
– используют естественные и образовательные ситуации для развития социальных навыков (например: выражения чувств, соблюдение очерёдности и т.п. через драматические игры, проектную деятельность, изготовление кукол для кукольного театра, рисование, живопись и т.д.);
– демонстрируют желательное поведение в различных ситуациях.
ФГОС определяет организацию инклюзивного образования в ДОУ
Выход ФГОС дошкольного образования изменил концепцию педагогического процесса. Ребёнок становится субъектом образования наравне с педагогом, что предполагает построение образовательного процесса с учётом интересов ребёнка.
Государственный стандарт ставит перед педагогами задачи:
обеспечить равный доступ к знаниям вне зависимости от возможностей здоровья, региона и вида образовательной организации;
сформировать условия для развития личности ребёнка, которые определяются возрастом и творческим потенциалом дошкольников;
построить содержательно разнообразную программу, которая соответствует образовательным потребностям детей;
поддерживать семью ребёнка и помогать советом в вопросах обучения и воспитания детей.
Закрепление стандартом права детей с ОВЗ на инклюзивное образование говорит о гуманизации и демократизации общества.
ПАМЯТКА при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
Принципы дошкольного инклюзивного образования
Этика общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами