8 992 029 83 03
8 (343)255-92-12
8 (343)255-72-48
mdou410@eduekb.ru

Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад № 410
г. Екатеринбург

2024 - ГОД СЕМЬИСведения об образовательной организацииКомплектование и прием детей в МАДОУ № 410Консультационный центрВакцинопрофилактикаОНЛАЙН обучениеЕдиный день открытых дверейЭкспериментальная площадкаДетская оздоровительная кампания 2024Переход на ФОП ДО - Федеральную образовательную программу дошкольного образования; ФАОП ДОИнклюзивное образованиеФедеральная инновационная площадкаПлатные услугиЧасто задаваемые вопросыСайт bus.gov.ruНезависимая оценка качества оказания услугПротиводействие коррупцииПрофилактика терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий его проявленийРодителямПрофилактика распространения COVID-19ФотогалереяНаши группыДостиженияСтраничка ГИБДДНаши проектыМетодическая копилкаНаши специалистыОтзывыКонкурсыМини-музей Истории ЕкатеринбургаГородской образовательный проект "Добрый город 2023/2024"Конкурс "Разноцветный мир"Наши социальные партнерыЗаконы, постановления, приказы, распоряженияВакансии



Главная ► Инклюзивное образование

Инклюзивное образование

Инклюзивное образование в детском саду

Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир «особого» ребёнка иногда он нас страшит…

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит? ….

Мир «особого» ребёнка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка – допускает лишь своих!

Н.А. Калиман

Понятие инклюзивного образование раскрывает ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 г.: «инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (ст. 2, п.27).

В связи с этим осуществление инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы актуально в настоящие время. Термин «инклюзия» с английского переводится как «включенность». «Включенность» выражается в возможности полного вовлечения детей с ОВЗ в жизнь неспециализированного дошкольного образовательного учреждения.

Image title


На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а так же следующими документами:

Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ»

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30.06.2016 N436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому»

Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 №Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»

Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020 года №Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»

Межведомственный комплексный план мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года) от 02.03.2023 №2300п-П8

Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 года

Региональный план мероприятий («дорожная карта») по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области на долгосрочный период (до 2030 года) от 17.04.2023 №01-01-40/20

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Перечень нормативных правовых актов по вопросам организации образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

План мероприятий («дорожная карта») по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области на долгосрочный период (до 2030 года)

Перечень нормативных правовых актов по вопросам организации образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Внедрение инклюзивного образования в ДОУ предусматривает следующее:

– использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

– специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;

– обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых невозможно или затрудненно освоение образовательных программ обучающихся детей с ОВЗ;

– нужных специалистов (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога);

– тьютора;

– консультационный пункт.

Приоритетные направления деятельности:

Соединение в педагогической деятельности требований основной и дополнительной образовательных программ с учетом особенностей детей с ОВЗ.

Построение модели сетевого взаимодействия по сопровождению детей с учётом особых образовательных потребностей на основе использования технологии PEСS.

Определение реестра культурных практик, возможных для использования в работе с детьми ОВЗ и здоровыми детьми в условиях инклюзивного взаимодействия.

Повышение качества образования и эффективности социального взаимодействия детей с учетом их индивидуальных различий

Основы инклюзивного образования

Инклюзивное образование не просто подразумевает совместное обучение детей с особыми образовательными потребностями и их сверстников без таких потребностей. Это философия, которая утверждает, что каждый ребёнок уникален, имеет право быть принятым и получить поддержку для полноценного развития своих потенциалов.

Цели инклюзивного образования

Создание общего образовательного пространства, где каждый ребёнок чувствует себя важным и нужным.

Развитие социальной адаптации и коммуникативных навыков у детей с различными особенностями развития.

Формирование у детей толерантного отношения к людям с особыми потребностями.

Разработка индивидуальных образовательных траекторий, которые учитывают уникальные способности и потребности каждого воспитанника.

Принципы инклюзивного образования в детском саду

Индивидуальный подход. Разработка индивидуальных программ развития, учитывающих специфику восприятия и взаимодействия каждого ребенка.

Доступность и удобство среды. Обеспечение барьерной среды, адаптация учебных пространств, игровых и развивающих зон.

Сотрудничество с родителями. Поддержка связи с семьёй, обеспечение информационной открытости и вовлечённости родителей в образовательный процесс.

Профессионализм педагогов. Постоянное повышение квалификации педагогических работников в области инклюзивного образования.

Практики инклюзивного образования

Инклюзивное образование в детском саду воплощается через различные методики и подходы:

Игровые методы. Игра является основным способом познания мира для детей, и инклюзивный детский сад использует игровые методы для развития всех детей.

Арт-терапия. Искусство и творчество помогают детям выразить свои эмоции и способствуют их социальной адаптации.

Музыкальная терапия. Музыкальные занятия улучшают эмоциональное состояние и способствуют развитию моторики и речи.

Физическая активность. Адаптированные физические упражнения и занятия спортом способствуют общему здоровью и развитию координации.

Цель МАДОУ № 410:

теоретическое обоснование, разработка и проверка эффективности интегративной модели образовательного пространства через  организацию культурных практик, образования дошкольников,  их психолого-педагогического и социального сопровождения в условиях инклюзивного взаимодействия.

Задачи МАДОУ № 410:

Разработать и апробировать концептуальную и содержательную модели дошкольного образования через организацию культурных практик  с позиции инклюзии

Распространить опыт работы по использованию дополнительного образования и культурных практик

Обновить содержание дошкольного образования и культурных практик в группах общеразвивающей направленности в инклюзивном пространстве

Повысить профессиональный уровень педагогов через их саморазвитие, самореализацию и эффективное взаимодействие

Создать развивающую предметно — пространственную среду для реализации культурных практик с позиции инклюзии и интеграции основного и дополнительного образования.

 Создать и внедрить целостную систему психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ОВЗ и их родителей





Image title


Педагоги, работающие в инклюзивном пространстве:

– знают теории развития детей и владеют разнообразными методами обучения и воспитания;

– используют свои знания для установления взаимоотношения с детьми и их семьями, учитывая потребности и потенциальные возможности каждого ребёнка;

– способствуют развитию положительной самооценки детей;

– поддерживают позитивное взаимодействие с родителями;

– способствуют тому, чтобы дети были вовлечены в организацию праздников, выставок, спортивных состязаний, экскурсий и других занятий;

– создают для детей условия безопасности: через организацию чёткого ритма распорядка дня, создание и исполнение ритуалов группы;

– демонстрируют и формируют позитивные способы общения, в том числе и в процессе разрешения проблем и конфликтов;

– используют естественные и образовательные ситуации для развития социальных навыков (например: выражения чувств, соблюдение очерёдности и т.п. через драматические игры, проектную деятельность, изготовление кукол для кукольного театра, рисование, живопись и т.д.);

– демонстрируют желательное поведение в различных ситуациях.


ФГОС определяет организацию инклюзивного образования в ДОУ

Выход ФГОС дошкольного образования изменил концепцию педагогического процесса. Ребёнок становится субъектом образования наравне с педагогом, что предполагает построение образовательного процесса с учётом интересов ребёнка.

Государственный стандарт ставит перед педагогами задачи:

обеспечить равный доступ к знаниям вне зависимости от возможностей здоровья, региона и вида образовательной организации;

сформировать условия для развития личности ребёнка, которые определяются возрастом и творческим потенциалом дошкольников;

построить содержательно разнообразную программу, которая соответствует образовательным потребностям детей;

поддерживать семью ребёнка и помогать советом в вопросах обучения и воспитания детей.

Закрепление стандартом права детей с ОВЗ на инклюзивное образование говорит о гуманизации и демократизации общества.

ПАМЯТКА при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

Принципы дошкольного инклюзивного образования

Этика общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

РЕКОМЕНДУЕМ ПОЧИТАТЬ:

Как организовать инклюзию в детском саду

Image title






МАДОУ Детский сад №410 г.Екатеринбург. Официальный сайт.

Яндекс.Метрика

Создание сайта - Студия Maxwebsite

описание