Роль семьи в жизни человека очень велика. И педагоги, и психологи, и социологи утверждают, что именно семья стоит у истоков формирования личности. «Именно в ней дети просто и естественно приобщаются к жизни, учатся чувствовать, думать, переживать» (А.М.Прихожан и Н.Н.Толстых)
Счастлив тот ребенок, который воспитывается в доброй, заботящейся и любимой семье, где есть взаимная связь между ребенком и родителем, а также немаловажна взаимосвязь между родителями, так как ребенок очень тонко чувствует эти ниточки.
Для благоприятного развития личности важным является правильно выстроенные детско-родительские отношения. Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно - оценочное, сознательно – избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми взглядами, намерениями, а установка – менее однозначна. Варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения.
- Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствие подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение.
- Позиции - шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детско-родительские отношения: заискивающий «миротворец», «обвинитель», расчетливый «компьютер», сбитый с толку, отвлекающийся.
Позитивная модель поведения – гибкая или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий. Характер и степень влияния на ребенка определяет множество факторов и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия:
- его пол (тот же, что и у ребенка или противоположный);
- возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка);
- темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.);
- социальное положение;
- профессиональная принадлежность;
- уровень общей и педагогической культуры.
Учитывая взаимосвязь отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. Роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения.
Роль – это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми. Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения» - это объект для проявления взаимного недовольства супругов – родителей. «Любимчик» - заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены.
Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсегда остается в семье только ребенком, «беби» с очень ограниченными правами. «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.
Нарушения семейной среды, семейной атмосферы можно классифицировать с точки зрения удовлетворения важнейших потребностей – в активном контакте со средой и в активном контроле внешней деятельности. Окружение в крайних вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым, при этом параметры контроля варьируют от обособленности до зависимости.
МАДОУ Детский сад №410 г.Екатеринбург. Официальный сайт.