8 992 029 83 03
8 (343)255-92-12
8 (343)255-72-48
mdou410@eduekb.ru

Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад № 410
г. Екатеринбург
Главная ► Методическая копилка ► Технология PECS
Технология PECS
Все о "PECS" - мы ориентируемся именно на эту поэтапную систему введения технологии
Что такое "PECS" - другой взгляд на технологию
Семинар в Карелии в рамках проекта Особый ребенок
PECS – это система коммуникации, при которой человек, не владеющий (или очень плохо владеющий) устной речью, использует картинку/карточку, для того чтобы выразить просьбу, прокомментировать событие, ответить на вопрос и т.д.
Сообщение формулируется с помощью одной или нескольких карточек, которые затем передаются собеседнику.
В рамках PECS ребенка учат подходить к другим людям, привлекать их внимание и обменивать картинку на желаемый предмет или действие.
Дети, использующие PECS, сначала учатся общаться с помощью отдельных картинок, но позже овладевают навыком комбинирования карточек, создавая таким образом более сложные высказывания.
PECS была разработана в 1985 году в США под руководством доктора философии Энди Бонди и магистра, сертифицированного логопеда (CCC-SLP) Лори Фрост как альтернативная система коммуникации для людей с аутизмом.
В основе методики обучения PECS лежат исследования, принципы и практика в области прикладного анализа поведения (Applied Behavior Analysis, ABA).
Цели/область применения метода
Целью PECS является спонтанная (ребенок самостоятельно инициирует общение) и функциональная коммуникация (сообщение преследует конкретную цель и понятно партнеру по общению).
Целевая группа
Обучение начинают с самого раннего возраста. Проводят его в виде тренинга как в образовательном учреждении, так и дома.
Хотя PECS в первую очередь используется с невербальными людьми, она также может быть полезна для тех людей, чья речь состоит главным образом из эхолалий, а также для людей с нечленораздельной речью или с очень ограниченным репертуаром значимых слов и жестов.
Требования к квалификации специалиста, применяющего метод
Создатели PECS подчеркивают, что педагоги должны пройти специальное обучение.
Технология применения
Для начала обучения PECS необходимо следующее:
оценить навыки общения ученика,
определить, какие предметы или действия являются наиболее привлекательными для ученика,
организовать учебную среду (сделать желаемые предметы недоступными для ученика),
подготовить материал (карточки, альбомы).
Обучение PECS состоит из 6 этапов.
Время прохождения каждого из этапов зависит от конкретного ученика и может занимать от одного ознакомительного занятия до нескольких тренировочных занятий.
Этап 1: «Как» вступать в коммуникацию»
Последовательность требуемых действий:
Взять изображение;
Дотянуться до собеседника;
Положить карточку ему в руку.
На первом этапе обучающийся должен понять «сущность» общения: он научится обращаться к другому человеку (потянувшись к нему),осуществлять направленное действие (отдавая ему карточку) и получать желаемый результат, то есть требуемый предмет.
Этап 2: Расстояние и настойчивость
Ученик подходит к своему индивидуальному альбому для занятий, берет из него карточку, подходит к педагогу, привлекает его внимание и кладет карточку в руку педагога.
Этап 3. Различение карточек
Чтобы попросить желаемый предмет, ученик подходит к альбому для занятий, выбирает нужную карточку из нескольких имеющихся, приближается к собеседнику и дает ему карточку.
Этап 4. Структура предложения
- Ученик просит предметы, используя фразы из нескольких слов, выполняя следующую последовательность действий: подходит к индивидуальному альбому для занятий, достает карточку «Я хочу», помещает ее на шаблон для предложений, достает карточку с изображением желаемого предмета, помещает ее на шаблон для предложений, снимает шаблон, подходит к собеседнику и передает ему шаблон.
- Ребенок использует разнообразные карточки, обозначающие свойства предметов, и комбинирует их в предложениях, состоящих из 4 и более карточек. Например, «Я хочу большой синий мяч»
Этап 5. Ответ на вопрос «Что ты хочешь?» (просьба как ответ на вопрос)
Ребенок спонтанно просит разнообразные предметы и отвечает на вопрос «Что ты хочешь?».
Этап 6. Комментирование «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?», «Что у тебя есть?», «Что ты слышишь?» и «Что это?»
Ребенок спонтанно просит и комментирует.
Эффективность метода (практики)
Показана эффективность на исследованиях отдельных кейсов (single case study) и на исследованиях малых групп в рамках группы методов дополнительной или альтернативной коммуникации (Steibrenner et al, 2020).